Рынок пищевой промышленности активно развивается за счет использования новых технологий. Сегодня ученые пытаются вырастить культивируемое мясо «в пробирке» – из клеток животных создать мышечные волокна, которые можно употреблять в пищу. Более половины россиян (53%) слышали о подобных экспериментах. Интерес к этой теме чаще других проявляли мужчины (58%) и люди в возрасте от 45 до 59 лет (58%).
Многие россияне готовы употреблять в пищу мясо, выращенное в лаборатории – так, 41% готовы включить культивируемое мясо в свой рацион. Однако большинство (59%) относятся к таким продуктам с предубеждением.
Готовность употреблять в пищу мясо, выращенное в лаборатории, в первую очередь связана с безопасностью такой продукции. Каждый четвертый россиянин (24%) готов включить в свой рацион «мясо из пробирки», если оно безвредно для здоровья. 13% сказали, что для них важен вкус, вид и состав производимой в лаборатории продукции. Для 8% ключевую роль играет отсутствие в составе искусственного мяса антибиотиков и других вредных веществ. 6% представляется важным, чтобы процесс производства культивируемого мяса был открытый и понятный.
Другим фактором, который влияет на спрос на искусственное мясо, является его цена – 13% опрошенных отметили, что готовы употреблять в пищу культивируемое мясо, если по стоимости оно не будет дороже натурального.
Также для россиян важны этические и экологические аспекты производства культивируемого мяса. Каждый десятый (10%) может включить его в свой рацион, если для его производства не будут убивать животных. 6% будут учитывать, наносит ли производство культивируемого мяса вред окружающей среде.
Молодые люди чаще готовы употреблять в пищу мясо, выращенное в лаборатории, чем россияне в среднем (59% в возрастной группе от 18 до 24 лет, 41% в среднем по России). Спрос также зависит от пола (среди мужчин 44% готовы есть такую продукцию, среди женщин – 38%) и достатка. 45% россиян с высоким уровнем дохода готовы включить культивируемое мясо в свой рацион; для россиян с низким уровнем дохода доля составляет 36%.
Алексей Иванов, координатор проекта «Едим лучше»:
«Пока еще рано говорить о доступности культивируемого мяса на прилавках магазинов. Но то, что более 40% россиян готовы употреблять его в пищу, показывает важность развития этого направления и актуальность инвестирования в эту область».
Елена Никишова, директор социально-экономического направления Аналитического центра НАФИ:
«Учитывая, что женщины отвечают за питание в семье – занимаются закупкой продуктов, приготовлением пищи, кормлением детей, – производителям такого мяса необходимо работать именно с женской аудиторией, убеждая их, что такая продукция безопасна для здоровья. Сегодня женщины в меньшей степени готовы включать искусственно выращенное мясо в свой рацион.
Этичность содержания сельскохозяйственных животных — острый вопрос, часто встречающий критику организаций по защите прав животных всего мира. В странах Европы, США мы видим рост спроса на альтернативные мясные продукты. В России не так сильно развиты вегетарианство, экоактивизм, однако в последние несколько лет культ здоровья, здорового питания, здорового тела усилился. Ожидаем, что и доля людей, отказывающихся от потребления мяса, будет расти».
Необходимо отметить, что McDonalds, Burger King, Pizza Hut, рестораны IKEA, Subway и многие другие заведения общепита уже объявили о включении в свой рацион искусственного мяса.