В России альтернативные продукты уже не «нишевый рынок»

11
Мясо растительного происхождения

Артем Пономарев, сооснователь Ассоциации производителей альтернативных пищевых продуктов, в ходе деловой программы выставки «Агропродмаш», поделился о текущем состоянии и динамике развития рынка продуктов на растительной основе в России, оценив перспективы и задачи отрасли, сообщает The DairyNews. 

Эксперт напомнил, что в 2019 году Ассоциация стала производить растительное мясо на одном из самых консервативных рынков — российском.

«Называть растительную продукцию «едой будущего» некорректно — это давно уже еда прошлого или как минимум настоящего. Сейчас нужно работать уже над чем-то более интересным, чем повторение текстуры, вкуса, запаха и т. д. Наша продукция представлена примерно в 100 городах и 2000 магазинах и последние 3 года происходит уверенный рост без привлечения каких-либо инвестиций. В будущем планируется выпуск альтернатив яйцу, рыбной и молочной продукции», – сказал Артем Пономарев.

По словам эксперта к основным причинам, по которым растительная продукция пользуется в мире спросом можно отнести:

  • продовольственный кризис и экологию,
  • забота о животных,
  • стремление к здоровому образу жизни и забота о собственном организме,
  • дань моде.

Спикер отметил, что на рынке альтернативной продукции уже присутствуют, как молочные так рыбные продукты, кондитерские изделия, снэки. И это давно не какая-то нишевая история с одним продуктом на полке, за которым надо ехать в отдаленный магазин. Однако, «на карте мирового альт-фуда нет ни одного названия на кириллице», что показывает, насколько российский рынок отстает от того, что происходит за рубежом.

«Российский рынок отстает от зарубежного на 5–7 лет, и это дает нам уникальный шанс увидеть, как этот рынок уже развивается за рубежом, сделать правильные выводы и принять правильные решения, — заметил спикер. — В 2020 году рынок альтернативного мяса в России составил 2,6 млрд. рублей. По сравнению с рынком натурального мяса это смешная цифра, но еще три года назад о таких объемах растительного мяса можно было только мечтать».

По замечанию Артема Пономарева, важно не только создание экосистемы, но и создание регулирования, т. е. технического комитета, который будет отвечать на вопросы, связанные с регуляторикой продукции, предоставлением правильной терминологии, которая на сегодняшний день отсутствует. За рубежом все выглядит иначе, отметил Пономарев:

«В марте появился стандарт ISO по веганской и вегетарианской продукции, месяц назад индийский регулятор выпустил свои рекомендации. А наша Ассоциация совместно с ФНЦ пищевых систем и Уралхим также выступила с предложением создания такого профильного комитета, задача по формированию которого была возложена на Росстандарт. Пока что на две последние заявки не отреагировали никак. Также мы стараемся предоставлять компаниям-стартапам возможность разместить свой продукт на полках за один месяц, чтобы максимально быстро оценить и рынок, и перспективность своей продукции».

А в заключении эксперт подытожил:

«Мы уже давно не нишевый рынок и хотим, чтобы к нам относились максимально серьезно, оценивая нас не как конкурентов, а как самостоятельное направление на российском рынке».