Начиная с 2016 года в европейских супермаркетах начался настоящий бум содержащих миндаль товаров. Ни в одной другой части света в тот год не было выведено в продажу столько новых миндальных продуктов. Этот феномен объясняется довольно просто: под влиянием зарождающейся популярности здорового питания активное развитие получило производство снеков.
В Европе миндаль стал такой же востребованной тенденцией, как «чистая этикетка», и он стал своего рода символом, гарантирующим естественное происхождение, натуральность и функциональность продукта питания, в котором содержится этот орех. Калифорнийцы, мировые поставщики миндаля, отмечают, что уже второй год подряд Европа становится основным потребителем этого суперпитательного ореха, и ни один континент не производит столько разнообразных продуктов питания на миндальной основе, как Европа.
Последние 15 лет этот орех использовался, в основном, как отдельная закуска или ингредиент в шоколаде, выпечке, мороженом, а также молочных продуктах и напитках. Благодаря активному развитию отрасли здорового питания, миндаль перестал занимать роль добавки, и сейчас мы наблюдаем, как формируется целая ниша функциональных продуктов и напитках, в которых миндаль играет не второстепенную, а главную роль.
Сегодня европейские производители снековых батончиков используют миндальную основу в самых разнообразных вариациях:
- солёную (с использованием морской соли),
- сладкую (с добавлением карамелизированного сахара),
- запечённую (используя дроблёный жареный орех),
- сырую (применяя молотый сырой миндаль).
Кроме того, в миндальную основу часто добавляют кокос, мяту, какао-бобы и другие популярные ингредиенты, с помощью которых снековая продукция выходит за пределы ЗОЖ и уверенно завоёвывает аудиторию HoReCa, проникает в сферу детского питания и становится полноценным и востребованным элементом корпоративной культуры многих прогрессивных компаний.
Миндаль стал одним из самых популярных ингредиентов не только в индустрии снеков, но и у производителей напитков, делающих ставку на псевдомолочные продукты.
Миндальное молоко в 2017 году опередило по популярности даже сою, на долю которой приходится 22% всех мировых продуктов растительного происхождения.
Изначально псевдомолочные продукты создавались для узкой и специфической ниши – веганов и вегетарианцев. Позже эти продукты открыли для себя потребители, которые имеют медицинские ограничения на употребление молока.
Популярность этих напитков не связана ни с хитрыми и тщательно спланированными маркетинговыми шагами мировых производителей, ни с набирающей популярность культурой здорового питания. Скорее всего, объяснение этого явления стоит искать в психологическом восприятии потребителей:
- во-первых, для человека молоко само по себе является естественным продуктом, которое ребенок получает с самого рождения. Поэтому психологическая потребность в молоке на уровне подсознания может преследовать человека всю оставшуюся жизнь, даже если это противоречит его сформировавшимся жизненным принципам.
- во-вторых, запретный плод сладок, поэтому потребление псевдомолочных напитков даёт потребителю иллюзию нарушения запрета, но при этом не в ущерб здоровью (при медицинских ограничениях), и не вопреки совести и принципам (при их наличии).
Кроме миндального молока псевдомолочные напитки могут основываться на сое, крупах (например, рис и овёс), семенах (в Европе особенно популярны энергетические напитки на основе семян конопли) и других растительных компонентах, которые при настаивании дают белый мутный осадок, визуально очень похожий на молоко. Благодаря этому внешнему сходству такие напитки неожиданно для всех стали не просто альтернативой, а достойной конкуренцией молочным продуктам.