Продукция с маркировками «био», «эко», «органик» лучше?

Каждый пятый россиянин считает, что продукция с маркировками «био», «эко», «органик» лучше товаров, продающихся без таких отметок, а каждый третий готов переплачивать за товар, если на него будет нанесена государственная маркировка органического продукта. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ совместно с Роскачеством в январе 2020 года.

60
продукты органик

Большинство россиян удовлетворены качеством продуктов, употребляемых в пищу. Чаще всего россияне были довольны качеством фруктов (70%), овощей (64%) и молочной продукции (64%). Мясная продукция устраивала россиян реже (61%). 

Россияне разделились в оценках продукции с маркировками «био», «эко», «органик». Каждый второй (50%) считает, что эти продукты ничем не отличаются от товаров без подобной этикетки. Каждый пятый (20%) уверен, что такая продукция в целом лучше обычной. При этом 13% россиян ни разу не видели продукты с маркировкой «био», «эко», «органик» на прилавках. Чаще других о том, что такая продукция лучше, говорили люди с высоким уровнем дохода (25%, в среднем по стране – 20%) и молодежь от 18 до 24 лет (30%).

Не все покупатели руководствуются специальными маркировками на упаковках. 14% россиян стараются покупать только товары, имеющие маркировку «био», «эко» и «органик», 23% обращают внимание на эти маркировки, но не придают им большого значения. Наибольшим спросом продукты с такими маркировками пользуются у жителей городов-миллионников (20%). 62% не обращают внимания на маркировку.

Каждый третий россиянин (34%) готов переплачивать за товар, если на него будет нанесена государственная маркировка органического продукта, а сам продукт будет произведен без использования пестицидов и стимуляторов роста растений. Чаще других платить больше за такие продукты готовы люди с высоким уровнем дохода (39%) и женщины (37%). 60% россиян переплачивать за товары с маркировками органических продуктов пока не готовы.

Елена Никишова, руководитель направления социально-экономических исследований Аналитического центра НАФИ:

«До 2019 года понятие “органическая продукция” не имело нормативно-правового обоснования, и производители использовали данную маркировку как рекламный ход. Это привело к смешению продуктов в восприятии населения, и теперь отличить реально органические продукты от просто названных таковыми представляется проблемой. 

Маркировка “Органический продукт” означает более высокое качество продукта и более высокую цену. Ожидания от такого продукта завышены, но проверить вне лабораторных условий “органичность” продукции для рядового покупателя не представляется возможным. В связи с этим роль государства в маркировании таких продуктов возрастает, так как продукт должен проверяться контролирующими органами несколько раз в течение процесса производства, чтобы убедиться, что производство шло в соответствии со всеми нормами и правилами». 

Елена Саратцева, заместитель руководителя Роскачества:

большинство российских потребителей не понимают значения термина “Органик”

«Все больше людей уделяют внимание специализированной маркировке на отечественных товарах, мы видим интерес общества к органической продукции. Это общемировая тенденция и Россия, хоть находится в начале пути, на государственном уровне этому направлению уделяет отдельное внимание, особенно в последние годы. Несмотря на это сохраняется тенденция, при которой большинство российских потребителей не понимают значения термина “Органик”, относя к такой продукции любой товар, промаркированный зелеными значками. На законодательном уровне на данный момент официально регулируется лишь термин “органической продукция” – в январе 2020 года вступил в силу соответствующий федеральный закон. На базе Роскачества действует центр компетенций органической продукции, который проводит просветительскую работу как с производителями, так и с потребителями. Важно провести четкую грань между органической и остальной продукцией. Мы со своей стороны постоянно рассказываем о разнице органических продуктов. Уверены, что с каждым годом осведомленность россиян об органических товарах и заинтересованность в их потреблении будет только расти».


ИСТОЧНИКCкачать исследование НАФИ