Осенью на рынке БАД произошёл заметный подъём. Причём он был связан с возобновлением роста рынка в упаковках. В 2018 году рынок БАД стагнировал на протяжении всего года. Зимой и весной положительную динамику в стоимостном выражении обеспечивал только ценовой фактор. По данным Ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России, проводимого компанией DSM Group (АО «Группа ДСМ»), в 2019 году ёмкость коммерческого рынка биодобавок составила 323,7 млн упаковок на сумму 63,4 млрд рублей. При сравнении с 2018 годом объём реализации вырос на 18,7% в стоимостном выражении и на 2,2% в натуральном объёме.

Во второй половине 2019 года рынок биодобавок демонстрировал заметные положительные результаты за счёт активного роста спроса, а также влияния ценовых факторов. При анализе ежемесячной динамики объёма реализации пищевых добавок можно отметить, что наибольший прирост продаж пришёлся на осенние месяцы: ноябрь (+43,5% в руб. и +212% в упак.) и октябрь (+42,8% и +23,1% соответственно). При этом в марте рынок упал на 2,6% в рублях и на 21,0% в упаковках относительно аналогичного месяца прошлого года.

Цены и ценовая структура

В среднем одна упаковка БАД в 2019 году обошлась потребителю в 196 рублей (розничная цена), что на 16,1% дороже, чем годом ранее. Рост цен и переключение потребителей на более дорогостоящие добавки существенно повлияли на структуру продаж по ценовым сегментам. Заметный прирост продаж продемонстрировал «высокий» ценовой сегмент (+36,3% в руб., +33,4% в упак.). В результате структура рынка БАД в разрезе ценовых категорий изменилась в пользу биодобавок с ценой свыше 500 рублей – удельный вес данной группы добавок к пище вырос на 6,0% в стоимостном выражении и на 2,4% в натуральном эквиваленте. Поэтому дорогостоящие добавки к пище принесли аптекам наибольшую выручку (46,5% в руб.). Однако самыми востребованными среди россиян на рынке по-прежнему остаются дешёвые БАД, несмотря на падение объёма реализации на 5,2% в рублях и 7,2% в упаковках. При этом доля средств с ценой менее 50 рублей в 2019 году сократилась на 4,3% до 42,4% проданных добавок в упаковках. Из-за низкой стоимости в рублях их вес не превышает 5,0% (-1,2% по сравнению с 2018 годом).

Соотношение импортных и отечественных продаж БАД

На рынке биологически активных добавок преобладают средства российского производства. Отечественные БАД занимают 52,5% стоимостного и 81,2% натурального объёма продаж. В упаковках структура рынка изменилась в пользу российских биодобавок (+0,5%) за счёт прироста продаж на 2,8%. У зарубежных производителей добавок к пище отмечается снижение активности на 0,2%. В рублёвом эквиваленте в результате более существенного роста средневзвешенной цены (+23,6% против +11,6%) доля импортных БАД выросла на 1,8%. При рассмотрении абсолютных показателей объём реализации вырос и у зарубежных компаний – на 23,3%, и у отечественных – на 14,7%.

Средняя стоимость упаковки отечественного БАД в 2019 году составила 127 рублей, что приблизительно в 4 раза ниже стоимости упаковки импортного средства (495 руб./упак.).



ИСТОЧНИКDSM Group