Производство шампуня — бизнес индустрии красоты и здоровья

676
Шампунь


Шампунь — это самое популярное косметическое средство для ухода за волосами. По консистенции он бывает порошкообразный, аэрозольный, кремообразный, но основной рынок потребителя завоевали жидкие и гелеобразные формы.

Можно выделить несколько основных видов шампуни:

  • гигиенические;
  • лечебно-профилактические;
  • оттеночные;
  • глубокой очистки;
  • детские.

Анализ рынка показывает, в последнее время всё популярнее становятся средства, изготовленные из натуральных компонентов, неимеющих химических добавок. В связи с этим, есть основания предполагать, что, заняв эту нишу, можно добиться определенного успеха.

Производство шампуня не требует больших расходов на материал, а технологический процесс не самый трудоёмкий. В будущем есть возможность расширения бизнеса, так как шампуни обычно производят с другими видами косметической продукции, имеющими похожий процесс изготовления и требующим то же оборудование (например, бальзамы для волос, жидкое мыло).

Высокий спрос на этот товар позволяет с уверенностью говорить о том, что изготовление шампуня, как бизнес выглядит очень перспективно, поскольку может принести немалую прибыль. Необходимо перед открытием бизнеса зарегистрироваться в виде юридического лица, либо частного предпринимателя. Кроме этого, обязательно нужно встать на учёт в органах налогообложения.

Технология производства

Первоначальная задача — определение рецептуры шампуня, а также состава входящих в него веществ и компонентов. Всё сырьё храниться в специальных бочках в виде порошков или жидкостей. Шампунь содержит следующие компоненты:

  • Вода. Является основой (70 до 80 %), в ней смешиваются все компоненты шампуня.
  • Поверхностно-активные вещества (ПАВ, 20-25%), предназначенные для удаления загрязнений с волос. Используют лакрилсульфаты натрия, аммония.
  • Моющие вещества. В их качестве применяют  кокамид, кокамидопропил бетаин, а также глицерет кокоат, дециловый глюкозид. Эти вещества образуют пену, сгущают и увлажняют шампунь.
  • Смягчающие компоненты — кондиционируют волосы (поликватерниум, кватерниум).
  • Силиконовые масла (диметикон, циклометикон). Служат для придания волосам блеска, их сглаживания, утолщения. Облегчают расчёсывания.
  • Увлажнитель волос (пантенол, масло ши, ореховое масло) — до 0, 5 %. Проникая в кутикулу волоса, увеличивает её. Придаёт блеск.
  • Современные шампуни обогащают также смесью витаминов, PRO витаминов или специальных лечебных средств. Они укрепляют волосы, ослабленные нашим неправильным питанием и городским воздухом.
  • Спирты (цетиловый, олеиловый, стеариловый). Являются смазочным материалом, облегчающим расчёсывание.
  • Различные воски (гликоль дистеарат, стеарат). Улучшают внешний вид и консистенцию шампуня.
  • Натриевая соль лимонной кислоты (2%). Поддерживает в норме рН шампуня. 
  • Отдушки, ароматизаторы, консерванты (DMDM-гидантоин,бензойная кислота, метилизотиазолинол, парабены, феноксиэтанол), до 0,5 %.

Технология производства шампуней заключается в том, что в реакторе в определённой пропорции (она зависит от конкретного рецепта) производится механическое смешивание компонентов. Какой-либо особенный температурный режим и давление для этого не требуется.

Первоначально проходит очистку вода. Далее, водно-спиртовую смесь добавляют в реактор, с выключенной мешалкой, а после смешивают с ПАВ и другими компонентами шампуня. В конце добавляют различные отдушки и т. д. Насос подаёт готовый шампунь в ёмкость для отстоя, из которого берётся проба для анализа, который проходит в два этапа. Сначала, лаборант берёт небольшое количество шампуня прямо из котла и тестирует на вязкость и пенообразующую способность. Вторая проверка — на наличие дрожжей и бактерий. Это уже микробиологический анализ, проводимый в лаборатории с помощью специальных салфеток.

После проверок, охлаждённый в бочках шампунь, привозят к разливочному аппарату. И вот он — окончательный этап процесса производства — фасовка с помощью автоматической разливной линии. Машина дозирует необходимое количество в тару. Каждый производитель использует свои варианты флаконов. Хранят шампуни при температуре 5-25°С.

Оборудование

Наиболее затратной частью в этом виде предпринимательской деятельности будет приобретение оборудования. Линия по изготовлению шампуней включает в себя следующее оборудование:

  • приёмные и промежуточные ёмкости,
  • трёхслойный реактор с мешалкой,
  • роторный насос
  • автоматическая дозировочная машина, 
  • машина для этикетировки.

Для обслуживания всего оборудование потребуется около 5 операторов.

Далее, определяем список оборудования для лаборатории (разработка рецептуры и определение качества продукта):

  • стерилизатор (воздушный или паровой);
  • дистиллятор;
  • биологический микроскоп;
  • термостаты;
  • весы;
  • аппарат для встряхивания;
  • водяная баня с электроплиткой для поддержания температуры 45 С;
  • рН-метр;
  • холодильник;
  • таймер;
  • бактерицидный облучатель;
  • колбы, пипетки, ступки, лупа, чашки, покровные стёкла.

На начальном этапе затраты на производственное оборудования могут составить около двух миллионов рублей. Также не стоит забывать о заработной плате пяти операторов, которые требуются для его обслуживания производства. Кроме этого, расчитываются и затраты на изготовление одной тонны готового продукта. В этом случае речь идет о приобретении необходимого сырья и фасовочной тары.

Маркетинг и реклама

Главной проблемой при реализации шампуня может стать большая конкуренция. В России достаточно много отечественных и зарубежных компаний, специализирующихся на выпуске косметической продукции, а привлекать покупателя низкой ценой не самый лучший шаг. Одним из вариантов решения проблемы сбыта является производство по контракту. Можно найти представителей уже известных брендов и выпускать шампуни по их рецептуре, другими словами – приобретение франшизы. Использование рецептур и названия известного предприятия (особенно зарубежного, с хорошей репутацией) позволит гораздо быстрее вернуть вложенные средства.

Как показывает анализ рынка и практика, стартовые капиталовложения, необходимые для изготовления 20 тонн шампуня с учётом расфасовки, составляют почти 3-4 миллиона рублей. Что касается срока окупаемости, то для такого вида бизнеса, как производство шампуня, этот период составляет два-три года.


ИСТОЧНИКOpenbusiness