Производство сухого молока — ваш новый бизнес

44
Сухое молоко


Сухое молоко согласно ГОСТу 33629-2015 — продукт, получаемый удалением воды путем распылительной сушки из сгущенного пастеризованного обезжиренного или нормализованного, или цельного коровьего молока и предназначенный для непосредственного использования в пищу и промышленной переработки.

Некоторые уверены, что сухое молоко вредно для здоровья и спрос на него постепенно снижается. На самом деле продукт используется намного чаще, чем кажется. Приведем всего лишь две основные цели использования сухого молока.

Первая цель – повышение массовой доли белка, если это необходимо по технологии. При этом сухое молоко добавляется в молоко нормализованное, цельное или обезжиренное. Вторая – это восполнение дефицита сырого молока, который возникает зимой.

Cухое молоко используется кроме молочной промышленности, также в производстве натуральных косметических средств, кондитерских и хлебобулочных изделий, в качестве добавки для питания животных.

В настоящее время в России осталось очень мало производителей сухого молока, а в некоторых регионах оно даже представляет собой некоторый дефицит, или как минимум товар, который не так просто достать.

Бизнес по производству сухого молока не требует крупных капиталовложений, сырье для производства в большинстве своем весьма дешево, а требования ГОСТ и других регламентирующих документов вполне умеренные и нежёсткие. Исходя же из вышеприведенных отраслей примененения и ситуации нехватки данного продукта, сбыт любому количеству вашей продукции обеспечен. Также, возможна организация производства сухих детских смесей, где сухое молоко выступает основным ингредиентом.

Первый шаг — помещение и оборудование для производства сухого молока.

Перед тем, как начать поиски помещения, рекомендуется посетить местные СЭС и органы пожарного надзора. Именно эти инстанции впоследствии станут частыми «гостями» предприятия. Лучше сразу ознакомиться со всеми выдвигаемыми требованиями — санитарными и строительными нормами. Обязательно наличие водопровода с питьевой и технической водой, отопительных приборов любого типа, канализации, электропроводки с напряжением как в 220, так и в 380 вольт.

Производственное помещение обеспечивается вентиляционными вытяжками, а стены и полы облицовываются керамической плиткой, пластиком и другими легко моющимися материалами. Такие же требования предъявляются и к складским помещениям.

Технологическая линия производства сухого молока включает следующее оборудование:

  • пищевой насос высокого давления;
  • аппарат для нормализации молока;
  • выпарная установка;
  • сушильная установка распылительного типа;
  • просеиватель;
  • упаковочная линия.

Кроме перечисленных, к линии присоединены дополнительные агрегаты – рекуператоры, циклоны, вентиляторы, шнековые и другие транспортеры и т.п.

Второй шаг — изучаем технологию производства

Технологический процесс производства сухого молока включает в себя несколько стадий:

  • приемка и подготовка сырья,
  • очистка и нормализация,
  • пастеризация с последующим охлаждением,
  • сгущение в вакуум-выпарной установке,
  • гомогенизация, собственно распылительная сушка,
  • расфасовка.

Принятое сырое молоко подогревают до температуры 35-40 ° С и направляют на молочный очиститель – специальный фильтр, процеживающий молоко и отбрасывающий посторонние примеси (трава, грязь, песок и т.п.).

Первичное подогревание производится для более легкого смешивания молока с разными органолептическими показателями – жирность, плотность и т.п. Затем происходит нормализация – установление требуемой технологией жирности. Для этого часть цельного молока направляют на специальный сепаратор-сливкоотделитель, чтобы получить отдельно обезжиренное молоко и сливки.

Нормализованная смесь направляется в пастеризационную установку, где она нагревается в зависимости от выбранной схемы пастеризации: до 63-65°C в течение 30-40 мин. (длительная пастеризация), до 85-90°C в течение 0,5-1 мин. (короткая пастеризация) или до 98°C в течение нескольких секунд (мгновенная пастеризация).

Пастеризованное молоко охлаждается и поступает в накопительный резервуар (бак), а из него – определенными количествами в вакуум — выпарную установку, где сгущается до содержания массовой доли сухих веществ 40%.

Следующий этап, направление сгущенного молока на гомогенизацию. Из уравнительного бака сгущенную нормализованную смесь дозировочным насосом подают в сушильную камеру.

И на последнем этапе, сухой молочный порошок попадает в накопительный бункер, откуда подается для фасовки в тару, предварительно пройдя просеивание.

Третий шаг — анализируем затраты

В настоящее время на рынке существует множество предложений по продаже уже готового бизнеса. Другой вариант — приобретение отдельного оборудования. Как пример укажем, что отдельная вакуум-выпарная установка стоит от 3,5 до 10 млн руб. в зависимости от мощности, года выпуска, производителя и других характеристик. К установке, разумеется, нужно приобретать дополнительное оборудование – охладители и нагреватели, анализаторы, пастеризаторы, резервуары, фильтры и т.п.

В принципе, приобретение бизнеса «под ключ», готового, вполне оправдано: местный завод, как правило, имеет связи с сырьевой базой – фермерамии молочными хозяйствами; покупателями – такими же местными потребителями сухого молока и, например, кондитерскими фабриками. В этом случае, легко решается и вопрос сбыта готовой продукции через региональную торговую сеть – рынки, супермаркеты и сети магазинов. Другое дело, что как правило, целый завод продается неспроста – значит, возможны какие-то проблемы с теми же снабжением или реализацией продукции.

С другой стороны, начиная собственное производство сухого молока с нуля, особенно в регионах со слаборазвитым молочным хозяйством, предприниматель может столкнуться с нехваткой сырья, или попасть в зависимость от привозного молока.

От пагубного влияния экономической конъюнктуры в регионе, может спасти наличие сопутствующих производств: сыра, например или детского питания – словом, продуктов, входящих в потребительскую корзину первой необходимости. Но и в этом случае, бизнес нельзя считать успешным – он будет постоянно находиться в зоне рискованного предпринимательства.

Исходя из вышеприведенного, сдедует, что наиболее удачным вариантом производства сухого молока будет размещение бизнес-площадки в регионах с развитым молочным производством с прицелом на торговлю в других регионах.

Для справки: По данным экспертно-аналитического центра агробизнеса суммарные объемы производства сухого молока в России в 2019 году составляли 146,0 тыс. тонн, что на 15,7% (на 19,8 тыс. тонн) больше, чем в 2018 году. За два года, по отношению к 2017 году, они выросли на 9,3% (на 12,4 тыс. тонн), за три года — на 24,5% (на 28,8 тыс. тонн). За пять лет (к 2014 году) суммарные объемы производства сухого молока в России снизились на 1,6% (на 2,4 тыс. тонн).



ИСТОЧНИКПо материалам openbusiness.ru