Фармацевтический рынок

    46
    Фармацевтический рынок


    Фармацевтический рынок (фармрынок) — это часть рынка потребительских товаров и услуг, анализ которого осуществляется с использованием системного, маркетингового и институционального подходов.

    Фармрынок — это совокупность экономических отношений, возникающих между его субъектами по поводу купли-продажи и назначения-потребления лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента.

    Основными экономическими законами фармацевтического рынка являются объективные экономические законы:

    • закон спроса (повышение рыночной цены при прочих равных условиях уменьшает объем спроса и наоборот);
    • закон предложения (повышение рыночной цены при прочих равных условиях увеличивает объем предложения и наоборот);
    • закон стоимости.

    Субъекты фармацевтического рынка — это участники рынка, активные по отношению к объектам, на которые они воздействуют и представлены подсистемами (организациями):

    • управления и регулирования (представленные органами по осуществлению надзора за фармацевтической деятельностью, контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств на федеральном и региональном уровнях);
    • научно-исследовательские;
    • производственные и распределения, включающие фармацевтические промышленные отечественные предприятия, представительства зарубежных компаний, оптовые и розничные организации;
    • потребителей (институциональных, промежуточных и конечных);
    • фармацевтической информации, объединяющими специализированные информационно-аналитические издания и агентства, консалтинговые компании и др.;
    • подготовки кадров, ориентированными на непрерывное фармацевтическое обучение на этапах профориентации, дипломного (среднего и высшего) и последипломного образования;
    • профессиональных общественных организаций.

    Объекты фармацевтического рынка:

    • фармацевтические товары и услуги;
    • парафармацевтические товары;
    • фармацевтическая информация;
    • вкусы и предпочтения потребителей;
    • платежеспособная потребность;
    • качество продукции, технологии и т.п.

    К основным формам государственного регулирования фармацевтического рынка относятся:

    1. Разработка и утверждение нормативных документов, регулирующих порядок обращения ЛС, устанавливающих требования к фармацевтическим организациям, лицензированию фармацевтической деятельности.
    2. Регулирование экспорта и импорта фармацевтической продукции, направленное, с одной стороны, на защиту отечественных производителей ЛС, с другой стороны, на насыщение рынка лекарственными средствами, которые не производятся в России, или их производство недостаточно.
    3. Стандартизация объемов и качества оказания фармацевтической и медицинской помощи, что связано с ограниченными возможностями финансирования отрасли. Основными направлениями стандартизации являются разработка стандартов лечения и введение формуляров, формирование перечней ЖНВЛП, а также финансирование их производства и закупки.
    4. Разработка и совершенствование системы регистрации и сертификации ЛС и другой продукции, оказывающей воздействие на здоровье граждан. Система ориентирована на обеспечение безопасности фармацевтической продукции.
    5. Финансовая и налоговая политика, предусматривающая контроль за рациональным использованием финансовых средств на закупку лекарственных препаратов, предоставление налоговых льгот предприятиям, производящим и реализующим ЛС.
    6. Социальная защита потребителей, выражающаяся в регулировании цен на лекарственные средства для обеспечения их доступности; формировании групп населения, имеющих льготы при получении лекарственной помощи; ограничении рекламы лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врачей.

    Источник: ФармПром