Эксперты: за три последние года индустрия БАД стала социально значимым сектором

170
биодобавки


Эксперты ожидают почти двукратное увеличение емкости рынка БАД: с 54,3 млрд рублей в 2018 году до 100 млрд в 2022 году. Прогноз озвучила председатель совета директоров компании «Эвалар» Наталия Прокопьева. По ее словам, в течение трёх лет индустрия БАД из нишевого сегмента аптечного рынка превратилась в социально значимый сектор экономики.

Рынок БАД в последние несколько лет трансформировался не только количественно, но и качественно. Пандемия стала триггером, который стимулировал рост рынка БАД, а легализация дистанционных продаж аптечного ассортимента во время первой волны пандемии привела к взрывному росту e-commerce в категории БАД: +53% в 2021 году по сравнению с 2020 годом.

Развитие дистанционного канала продаж дополнительно стимулировало процесс омоложения аудитории, потребляющей БАД. Если до 2018 года доминировала группа покупателей в возрасте 45-54 лет, то уже с 2020 года стала превалировать группа 20-44 лет. Этому сопутствовала смена ценностных моделей потребления. Новая аудитория рассматривает свое здоровье как ценность, а покупка БАД рассматривается ею как элемент поддержания здоровья.

По словам Наталии Прокопьевой сегодня рынок БАД способен стать важным звеном в решении значимых социальных и демографических задач страны:

Пандемия доказала, что категория БАД играет серьезную роль для сохранения здоровья общества. Именно в категории БАД регистрируются витаминно-минеральные комплексы, включая, витамины С и D, внесенные в протокол лечения COVID-19. Применение БАД может рассматривается как доступный и логичный способ для решения задач продления активного долголетия, улучшения качества жизни, увеличения возраста дожития и снижения риска развития алиментарно-зависимых заболеваний. Это особенно актуально в свете роста дефицитов микро- и макронутриентов в современном рационе и повышения пенсионного возраста.

Руководитель лаборатории химии пищевых продуктов ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии», доктор биологических наук Владимир Бессонов также акцентировал внимание на том, что БАД могли бы стать одним из инструментов коррекции рациона россиян в современных условиях:

Рацион питания российского человека формируют порядка 100 компонентов, что позволяет говорить о том, что он достаточно однообразен. Важно обучить людей сегодня правильно питаться и потреблять БАД.

Однако рынку присущи и проблемы, связанные с отсутствием системной политики в части развития этого социально значимого сектора. Как следствие, сохраняются предубеждения со стороны врачебного сообщества, лидеров мнений, экспертов. Проблема усугубляется отсутствием системы распространения научно обоснованных знаний о БАД, в результате чего эту нишу занимают блогеры, зачастую не имеющие профильного образования и дающие ничем не обоснованные, а порой и опасные советы о порядке приёма БАД.

Наталия Прокопьева подчеркнула важность выработки отраслевой стратегии развития рынка БАД как социально значимого сектора, связанного с обеспечением здоровья и активного долголетия общества:

Большое значение имеют выработка отраслевой стратегии развития рынка БАД и ее включение в национальный проект «Демография», что в перспективе могло бы стать важным инструментом частно-государственного партнерства для оптимизации затрат на здравоохранение в перспективе. Критически важно и развитие государственных образовательных программ, а также отраслевых образовательных мероприятий по вопросам обращения БАД, создания равных и прозрачных условий для всех игроков, а также обеспечения доступа населения к качественной и безопасной продукции. Со своей стороны, мы, как лидер рынка, открыты к взаимодействию с экспертным сообществом для обмена информацией и для передачи тех знаний, которые мы накопили за 30 лет своей работы.

Исполнительный директор СРО «Союз производителей БАД к пище» Александр Жестков привел пример реализации проектов по витаминизации населения в ряде европейских стран, по итогам которых были достигнуты значимые показатели по оптимизации расходов на здравоохранение:

Реализация подобных программ не только дает ощутимый экономический эффект, но и повышает культуру потребления БАД. Я полагаю, что и у нас в стране имело бы смысл использовать такие практики.

Участники дискуссии затронули проблему недостатка компетенций со стороны даже крупных маркетплейсов, которым на данный момент не хватает опыта для управления товарной категорией БАД, а также организации входного контроля продукции. Из-за этого на площадках появляются товары, ввезенные по декларациям соответствия в отсутствие обязательной государственной регистрации, рецептурные препараты под видом БАД и БАД с недостоверными составами и завышенными дозировками.

Депутат Госдумы Евгений Нифантьев подчеркнул, что с учетом новых векторов развития рынка и его стремительной диджитализации должны быть предприняты шаги по обеспечению качества и безопасности продукции, продаваемой в сегменте e-comm:

Должны быть предприняты три шага. Важно принятие законопроекта о досудебной блокировке страниц, содержащих предложения о продаже опасных продуктов, реализуемых в категории БАД. Важно внести изменения в правила розничной торговли в части реализации БАД дистанционным способом. А также важно внедрить маркировку БАД.